Обучение медитации: +7 918 227 6138, +7 918 226 1205
Что даёт Трансцендентальная Медитация?
ТМ и здоровье
Астма ►
Боль ►
Гипертония ►
Головные боли ►
Диабет ►
Инсульт ►
Молодость и долголетие ►
Общее состояние здоровья ►
Повышенное давление ►
Проблемы с позвоночником ►
Рак ►
Заболевания коронарных сосудов ►
Сердечно-сосудистые заболевания ►
Симптомы менопаузы ►
Холестерин ►

ТМ и вредные привычки
Алкоголизм и наркомания ►
Наркомания ►
Табакокурение ►
Переедание ►

ТМ и стресс
Бессонница ►
Депрессия ►
Депрессия у подростков ►
Ипохондрия ►
Страх, фобии и панические атаки ►
Тревожность ►
Хронический стресс ►

ТМ при нарушениях развития
Нарушения интеллекта или развития ►
Рассеянность и слабая память ►
СДВГ ►
Шизофрения ►
Эпилепсия ►

ТМ и Сила личности
Самоуважение ►
Вера в себя ►
Быть самим собой ►
Позитивное отношение к себе ►
Изменение жизненных установок ►
Сила мысли и работа с подсознанием ►
Интуиция ►
Целостность ►
Осознанность ►
Самореализация ►
Смысл жизни ►

ТМ и отношения
Отношения между супругами ►
Отношения в семье ►
Отношения с окружающими ►
Отношения с коллегами на работе ►

ТМ и высшие состояния сознания
Трансцендентальное состояние сознания ►
Космическое состояние сознания ►
Расширение способностей ►
Просветление ►

ТМ и мозг
Интеллект ►
Улучшение концентрации и памяти ►
Мыслить творчески ►
Способности к обучению ►
Творчество ►
Повышение успеваемости среди учащихся ►

ТМ в бизнес-компаниях
Удовлетворенность работой ►
Продуктивность ►
Снижение желания сменить место работы ►
Улучшение отношений в коллективе ►
Рост бизнес-показателей ►
Укрепление корпоративной культуры ►

ТМ и общество
ТМ в школах и ВУЗах ►
ТМ в бизнес-компаниях ►
ТМ в тюрьмах ►
Повышение качества жизни ►

Повышение успеваемости среди учащихся школ и ВУЗов с помощью Трансцендентальной Медитации
Будущее каждой страны зависит в значительной степени от качества воспитания ее подрастающего поколения. Мы хотели бы затронуть лишь болезненные проблемы успеваемости, недостаточности мотивации у учеников и учителей (в равной степени) из-за чрезмерных требований, различного рода нарушений в поведении и учебе и, наконец, одностороннего акцента на чисто интеллектуальном знании фактов. Все больше учащихся школ и студентов бросают учебу.

Самые прогрессивные педагоги, похоже, потеряли большую часть оптимизма, так как не видят возможностей коренных изменений в деле воспитания и образования. Предпринимаются попытки разработать новые модели и новые учебные планы и методики обучения в школе. Никогда, пожалуй, не предпринималось столько попыток реформы школы, как сегодня. Однако в центре внимания находились общие аспекты и в недостаточной степени учитывались методы воспитания. Благодаря приобретенным знаниям ученик в лучшем случае будет больше подготовлен профессионально, но значительно меньше приспособлен к жизни. Совершенно не ясно, как сегодняшняя система образования и воспитания может стимулировать внутреннюю зрелость и развитие личности подрастающего поколения. Главная же цель воспитания, как подчеркивает американский психолог Маслоу, заключается в конечной самореализации, в развитии “абсолютной человечности”.

Все больше ученых-педагогов видят ограниченность методов воспитания, не затрагивающих сознание отдельной личности, и требуют поиска других путей. Американский педагог Хит говорит по этому поводу следующее;

“Мое знание человека подсказывает, что источник всех творческо-эстетических способностей находится в малоосознанном внутреннем мире и что с ним можно наладить связь при помощи медитации. Пока мы не научимся прислушиваться к внутреннему голосу и руководствоваться им, мы не можем считать себя по-настоящему образованными. Если человек умеет пользоваться своими внутренними силами и развивать их, он сможет быть активнее и независимее, научится “контролировать” свое развитие. Уверен, что в ближайшие годы в школах и университетах все больше будут преподавать медитацию. Результаты многочисленных психологических исследований показывают, что медитация дает человеку прямую возможность раскрыть свои интеллектуально-творческие способности”.

Экспериментальные проекты в школах и университетах

В поисках новых методов стимулирования обучения, раскрытия творческих способностей и развития личности ученые-педагоги натолкнулись на Трансцендентальную Медитацию в начале 70-х годов. С тех пор в различных странах был накоплен обширный медитационный опыт в области школьного и университетского образования. Трансцендентальная Медитация стала неотъемлемой частью учебного процесса. Школьники или студенты практикуют ее один или два раза в день во время занятий. Трансцендентальная медитация применялась в некоторых школах Англии, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, США и Канады. Уже в 1971 г. в штате Нью-Йорк в Эчистере в рамках школы был осуществлен обширный проект. Когда школьный совет эчистерской народной школы приобрел собственный позитивный опыт и решил административно-технические проблемы введения начального курса Трансцендентальной Медитации в школьную программу, он провел шестимесячную информационную кампанию для учителей, родителей, учащихся и общественности. Вскоре 12% преподавательского состава начали заниматься Трансцендентальной Медитацией. Их примеру последовали многочисленные учащиеся, родители и другие члены общины. Школьный совет убедился, что “медитирующие учащиеся улучшили отношения в семьях, с учителями и друзьями, стали чаще получать хорошие отметки”.

Трансцендентальная Медитация в последние годы в большом объеме введена в школах Южной Америки, Африки и Азии. В 1984 г. только в Кении ей овладели и регулярно занимались в школе 8 тыс. учащихся, в Таиланде — 15 тыс. В Индии в этом же году в 21 различной школе в медитационных курсах приняли участие более 7 тыс. учеников первой ступени обучения. В целом только в этой стране медитировали в 1984 г. свыше 150 тыс. молодых людей.

О том, как Трансцендентальная Медитация может подействовать на учебный процесс в школе, наглядно свидетельствуют отчеты двух немецких педагогов, которые преподавали ее в южноамериканских, африканских и азиатских странах. Они писали следующее:

“Наш практический опыт Трансцендентальной Медитации в повседневной школьной жизни различных стран оказался весьма позитивным, о чем свидетельствуют хотя бы три следующих примера. В одном из предместий Найроби, в районе трущоб Кении, в классах начальной школы ежегодно успешно заканчивали обучение лишь 30% учащихся. После того как в этой школе 200 учеников овладели Трансцендентальной Медитацией и занимались ей регулярно два раза в день, в следующий класс перешло через год 75%! В одной элитарной школе в Мадрасе (Южная Индия) ежегодно проводятся заключительные экзамены для учащихся всего штата, дающие право на поступление в высшее учебное заведение. Обычно в число 15 лучших учеников штата из этой гимназии попадали один или два ученика. После того как большая часть гимназистов изучили Трансцендентальную Медитацию и 12 месяцев регулярно занимались ею на уроках, на следующем заключительном экзамене в числе 15 лучших федерального штата было уже восемь кандидатов из этой школы! За два месяца до выпускных экзаменов мы проводили медитационный курс в одной из вечерних реальных школ самого большого штата Парагвая. Здесь преподаватели сделали Трансцендентальную Медитацию постоянной составной частью вечернего обучения. В данном случае показательно прежде всего то, что даже после относительно короткого времени занятий Трансцендентальной Медитацией заключительные экзамены выдержало гораздо больше учеников по сравнению с предыдущим годом; они чувствовали себя во время устных и письменных экзаменов спокойнее и увереннее. “

Эти сообщения показывают, что введение Трансцендентальной Медитации в школах различных стран, различного типа обучения, с учащимися всех социальных слоев полностью себя оправдало.

Медитационная практика стимулирует концентрацию, способности к восприятию, память, способности к учению и решению проблем, ясность и упорядоченность мышления, творческие и интеллектуальные способности, межчеловеческое общение, личностное развитие, а также достижение лучших результатов в учебе.

Английский педагог Кембер продемонстрировал недавно на основе эксперимента с медитирующими и немедитирующими студентами, какое воздействие могут оказать на экзаменационные оценки шестимесячные занятия Трансцендентальной Медитацией (см. рис. ниже).

Улучшение экзаменационных показателей (оценок) у студентов, практикующих Трансцендентальную Медитацию, по сравнению с немедитирующими

Университет Менеджмента Махариши, Айова

Многочисленные и разнообразные педагогические эффекты медитации побудили американских преподавателей и педагогов создать специальную школу и университет, которые могли бы стать образцом для разработки педагогической системы получения специальных знаний и обучения при помощи Трансцендентальной Медитации. Этот экспериментальный проект был начат в 1974 г. в Фейрфильде, в федеральном штате Айова. Сегодня в этом частном международном университете “Maharishi International University” (MIU) обучается около 1 тыс. студентов из 50 стран. Это высшее учебное заведение получило признание на государственном уровне в 1980 г.. В нем можно защитить преддиплом по 20 предметам и по 11 предметам получить диплом. По неврологии, физике, психологии и физиологии можно защищать кандидатские диссертации.

Особенность этого экспериментального университета — периодическая смена учебных занятий медитационными. Занятиям Трансцендентальной Медитацией придается такое же значение, как и овладеванию знаниями. Попечители этого университета исходят из того, что нет смысла давать учащимся знания, не учитывая такие предпосылки их сознания к восприятию и усвоению этих знаний, как активность и способность к обучению. Ведь в обычных учебных заведениях знание часто формально “впихивают” в головы учащихся и студентов без учета того, могут ли они воспринять его и усвоить. Концепция обучения в этом учебном заведении содержит намерение расширить, так сказать, то “отверстие”, через которое знания подаются; другими словами, научить студентов более эффективно использовать свои умственные способности.

От того, насколько хорошо функционирует нервная система студента и в какой степени он подвержен последствиям стресса, зависят качество его сознания, возможности развития таких личностных качеств, как ясность мышления, способность к концентрации, внимание, творческие и интеллектуальные способности и психическая уравновешенность. Поэтому ученые этой высшей школы считают важным учитывать физиологические особенности студентов. Каждый учащийся получает возможность во время обучения сделать собственные выводы о развитии своего сознания.

О достигнутых успехах свидетельствуют результаты проводимых через регулярные промежутки времени медицинские и психологические обследования учащихся, а также высказывания педагогов, посетивших это высшее учебное заведение. В начале каждого учебного года студенты проходят медицинские и психологические исследования в научно-исследовательской лаборатории. Проведенные исследования медитирующих студентов показали позитивные изменения в состоянии здоровья, увеличение работоспособности, упорядоченность мышления, что следует отнести на счет гармоничного функционирования мозга и целостного развития личности (большее чувство ответственности, улучшение самочувствия и большая уравновешенность).

При тестировании уровня специальных знаний по отдельным предметам эти студенты отчетливо превосходили средний уровень знаний. Опрос бывших студентов этого университета показал, что они, как правило, оставались довольны учебой в этом высшем учебном заведении: 70,5% были “весьма довольны”, 28% “довольны” и только 1,5% “недовольны”. После окончания обучения 80% свидетельствовали о хорошей работоспособности и самочувствии по сравнению с доучебным периодом.

22-летний студент экономического факультета, который три года учился в университете, сказал:

“Я учусь здесь быстрее и с большей заинтересованностью, чем где-либо ранее. На экзаменах чувствую себя гораздо спокойнее, и для меня это большое облегчение. Но самое главное это то, что я все в большей степени постигаю, как функционирует мой разум. Это весьма мощный инструмент, и я больше верю в свои интеллектуальные способности”.

Нынешний губернатор штата Айова обобщил свои впечатления от посещения этого университета следующим образом:

“Я поражен динамикой и прогрессом этого университета. Меня восхищают исследования, проводимые здесь, и я рад тому, что учеба в этом университете привлекает многих симпатичных студентов со всего мира. Мне очень импонирует энтузиазм, который ощущается здесь повсюду. “

Профессор-педагог, которая преподает уже десять лет, дала следующую оценку:

“Я не перестаю удивляться жизнерадостности тех, кто работает в университете. Это общее впечатление и всех посетителей нашего учебного заведения. Профессора и студенты прекрасно ладят. Я думаю, что эта необычная атмосфера — следствие целостного, интегрированного подхода, на котором базируется университет”.

На территории университета в Фейрфильде несколько лет тому назад была открыта школа. Сегодня ее посещают 420 учеников разного возраста. В ней наряду с обычными школьными знаниями в план преподавания включена Трансцендентальная Медитация. Первые данные исследований свидетельствуют о том, что посещение этой экспериментальной школы оказывает положительное влияние как на развитие работоспособности, так и на формирование личности. В одной немецкой специальной школе в Гамбурге также получены позитивные результаты влияния этой формы медитации на развитие личности учеников.

Педагоги едины во мнении, что занятия Трансцендентальной Медитацией приносят пользу не только ученикам и студентам, но и преподавателям. Медитирующие учителя скорее могут служить примером своим ученикам.

Стимулирование и раскрытие талантов

Как мы уже рассказывали выше, в современной педагогической системе отсутствуют методы систематического раскрытия незадействованного потенциала творческих и интеллектуальных способностей. Новые данные различных научных исследований свидетельствуют, что интеллект и способности к восприятию можно развивать в человеке в гораздо большей степени, чем это принято считать. Основной упор в современной системе школьного обучения делается на передачу знаний, а не на общее развитие способностей и талантов. В результате ученик добивается успехов в меньшей степени, чем позволяют его способности, и бывает поэтому недостаточно подготовлен к будущей жизни в обществе. Поэтому важная задача будущей системы образования и воспитания — показать ученикам и студентам, как они могут воспользоваться такими гарантированными конституцией правами и обязанностями, как свободное развитие личности.

Педагогический опыт подсказывает, что дарование можно развивать двумя способами. С одной стороны, требуется специальная “атмосфера”, определенный климат обучения, с другой — необходимо так спланировать учебный процесс, чтобы выявить все творческие резервы человека.

Важный элемент создания соответствующей атмосферы для обучения и творчества — ежедневное постижение основ творческих и интеллектуальных возможностей, постижение самого себя при помощи Трансцендентальной Медитации.

Учебные планы ориентированы на целостное развитие каждого ученика и студента, т. е. на развитие как его интеллектуальных, так и художественных и спортивных способностей. Развитие самосознания рассматривается в качестве основной предпосылки для использования талантов учащихся.

Практический опыт Трансцендентальной Медитации в педагогической области показывает, что нет необходимости коренным образом менять структуру существующих учебных планов. Трансцендентальная Медитация может служить эффективным дополнением школьных и вузовских систем обучения, поскольку в своей основе является методом самовоспитания.

Николай Любимов, профессор, д.м.н., директор лаборатории нейрокибернетики мозга Российской АМН, о ТМ:

“Институт Мозга при АМН России рекомендует всем учебным заведениям применение Технологии Единого Поля Махариши (программы умственных техник – Трансцендентальная Медитация и ТМ-Сидхи) для преподавателей и студентов, как научно обоснованная технология развития гармоничной личности и улучшения учебного процесса.

В институте Мозга и в Европейском Институте Махариши в 1990-1994 г.г. проводились научные исследования по изучению реактивности головного мозга человека под влиянием Трансцендентальной Медитации. Эти исследования показали неоспоримые возможности этой технологии по мобилизации скрытых резервов мозга человека. В результате этого у человека происходит улучшение восприятия раздражителей (сигналов), улучшение интуиции, анализа раздражителей и совершенствование локомоторных актов.”

Источник: Академия медицинских наук СССР, Институт мозга. Письмо №56-01/37 от 27.01.1995.